imperators87 (imperators87) wrote,
imperators87
imperators87

Синема - Залив ангелов (La baie des anges, 1963)

Новый этап кинорулетки хоть как-то мотивирует меня посмотреть хоть какое-то кино, а то июль прошел практически без него. Сегодня в меню представитель французской "новой волны", c этим течением я уже сталкивался раньше, тоже в рулетке, и казалось, общее впечатление о жанре составил. Но фильм Жака Деми "Залив ангелов", как показалось мне, отличается от основ жанра, впрочем, по порядку.


В центре сюжета молодой работник Жан, он увидел у коллеги новую машину, деньги на которую тот выиграл в казино, и тот уговорил Жана поиграть самому. В первый день выиграв солидную сумму, Жан ссорится с отцом и отправляется в Ниццу, на берег Залива ангелов, где знакомится с игроманкой Джеки...


По некоторым признакам фильм практически традиционный, линейная история, налет некой мелодрамы в роскошных экстерьерах и интерьерах, Он только открывает для себя азартную и богатую жизнь, Она уже прошла падения и взлеты подобной жизни. Так что поначалу я был озадачен, думая, что жанр предоставит нечто другое, что я уже видел у Годара. Но все-таки, аспекты жанра сохраняются, аскетичная операторская работа, всё-таки порой удивляющая, жизнь о рассказе аутсайдеров жизни, выпавших на время из общественных рамок. Черно-белая картинка, наверно, чернобелее других монохромных фильмов, тоже работает на придание картине атмосферы запечатлённой реальности, а не написанного фильма. Работает на этот момент и игра актеров. Для Клода Манна это был дебют, но отсутствие опыта он скрыл мощной харизмой и обаянием, так и веришь, что это реальный рабочий Парижа, уставший от средней зарплаты, на которую нельзя позволить себе купить и новой рубашки. Жанна Моро, к тому времени уже ставшая негласным "талисманом" французской "новой волны", идеально вписалась в роль игровой наркоманки Джеки, проигравшей в рулетку и деньги, и свою жизнь, и семью, возможность общаться с сыном. Тоже не обладающая особой голливудской лощенной внешностью, она дала такую героиню, в которую веришь. С Клодом у них вышел классный дуэт.



Целиком и полностью фильм посвящен теме игровой зависимости, не сказать, чтоб я особо сталкивался с ней в кино много прежде, и не думал, что на этой теме можно выстроить целый увлекательный фильм. Но здесь, помимо азарта, свойственного играм в казино, нашлось место и философии. Джеки на вопрос, зачем она играет, говорит, что любит сам момент, когда ты ловишь удачу за хвост, когда пытаешься понять, твой выигрыш - стечение обстоятельств, воля небес или твой скупой расчет, да и сама магия чисел, счастливые числа, памятные даты, её привлекает. Занятно, что герои ставят всегда примерно на одни и те же числа - 3, 13, 17, интересно, скрыт ли в них какой код, что значили эти цифры для самого Деми. Оставлю этот момент любителям покопаться в загадках.



Сам же фильм довольно прямолинеен, Джеки не может остановиться, проигрывая деньги, выпрошенные на билет в Париж у подруги, но на пляже, среди людей, лиц которых мы не увидим, ей скучно, у людей этих нет цели, её цель сиюсекундна и одномоментна, угадать, какое число выпадет, а деньги её интересует нисколько, она тратит их с той же легкостью, с которой и получает. Её страсть - рулетка, у неё даже в чемодане мини-рулетка, которую она то и дело запускает. Для Жана же этой страстью становится Джеки, и совпадут их страсти или нет, одна из тем фильма, за которыми будет интересно следить любителям мелодрам. Стоит отметить и простые диалоги, и аутентичный видеоряд, гуляют ли герои по ночной набережной (великолепной, надо сказать, мне очень захотелось посетить это место) или сидят в номере люкс с роскошным видом. Не могу не сказать о редких визуальных всплесках, начало, в котором камера несется по набережной того самого залива, игра с ракурсами или зеркалами, как минимум два-три таких момента я углядел. А когда это сдобрено музыкой от самого Мишеля Леграна, не проникнуться фильмом практически невозможно.



Сама страсть к игре передана великолепно, Джеки проигрывает последнее, выпрашивает фишки у случайного знакомого, то выигрывает миллионы франков, то в одночасье спускает их в трубу, прося следом Жана занять ей в долг. Это показано тонко, сыграно ещё тоньше, но и остановиться она не может, героиня прописана и сыграна так, что за короткое время ты понимаешь её так, словно знал уже давно. Все взлеты и падения удачи нашей парочки, как и постоянно летящий по рулетке шарик - все равно что символ рутинной жизни, со своими взлетам и падениями, для Джеки это тоже в своем роде рутина, сдобренная изрядным впрыском адреналинового азарта. Жан, призванный показать, как обыватель из народа сталкивается с кружащей голову роскошью и отравляющим азартом, пока не обретает страсть большую, чем тяга победить; думаю, симпатии зрителя должны быть на его стороне. Но все же фильм лишен сильного морализаторства, концовка, несколько смазанная, дает понять, что выход есть всегда, хотя весь фильм казалось, что нравоучения ради героев ждет другой конец. Впрочем, остается ощущение, что данный в конце хэппи-энд, так же сиюминутен, как внезапные желания Джеки бросить всё и зажить нормальной жизнью, вернуть сына, вернуть себя, и что на следующий день и Жана, и Джеки настигнет отрезвляющее принятие реальности, но нет, в данный момент, в финальный, пиковый момент (ощущение, что кульминация совпала с концовкой) герои счастливы на Лазурном берегу, нашедшие друг в друге рай, утерянный людьми когда-то, как ещё что-то может кончиться в такой невероятной красоте?



Наверно, не самый ярый представитель жанра, фильм тем не менее подкупает своей простотой, раскрытием персонажей, тематикой увлеченности азартными играми, проскальзывающими то и дело роскошными видами, какой-то легкостью при общей мрачности темы, и незабываемой атмосферой. Как зеркало, в которое смотрят герои, фильм - "зеркало" в Ниццу 1963-го года, и уже только за этот эффект "машины времени" его можно посмотреть. Если б не чуть смазанная концовка, балл был бы выше, но и так фильм практически в одном делении от оценки 9. Просто шарик в рулетке чуть не долетел до заветной цифры...


Tags: 1963, 2016 film challenge, 8/10, Жак Деми, Жанна Моро, Клод Манн, драма, мелодрама, рулетка, синема, французская новая волна
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments