imperators87 (imperators87) wrote,
imperators87
imperators87

Category:

Синема - Карьера Димы Горина (1961)

Новый этап тематической рулетки - советская "Оттепель" - "Карьеры Дима Горина" - бадумс!


Итак, фильм знакомит нас с первых минут с Димой Гориным, очень правильным и точным человеком, который потребляет лишь то, что советует ему правительство и реклама, знает свою жизнь наперед и вообще весь такой положительный. Но в его жизнь врывается сначала бригадир с сибирской стройки, а когда из-за своей ошибки Горину приходится ехать к нему в тайгу, там знакомится и с девушкой своей мечты.












Оттепель, да, ещё по урокам истории я помню, что это время, когда вся страна выдохнула. Подъем, головокружение, ожидание перемен, пьянящее чувство свободы. Естественно, в кино это не могло не отразиться. Если фильм открывается сценой, где монтажник электрических вышек подкуривает сигарету прям от солнца - это уже намекает, какой уровень свободы люди чувствовали. И в то же время для Довлатяна и Мирского это была дипломная работа, что всё же намекает, что абсолютной свободы ждать не приходится. Дебютом фильм стал и для Владимира Высоцкого, а у Александра Демьяненко его звездная роль была только впереди, и здесь была первая ступень в его карьерной лестнице. Знали б режиссеры, какие звезды у них сыграли. Но к вопросу о "свободе". Поначалу фильм кажется вполне себе агиткой - "идите в рабочие бригады во славу Страны советов, посмотрите, как у них классно, какие это порядочные и честные труженники, еще и красивые, обретите там свою любовь!" Подобных соцзаказов прежде снималось немало. Но ведь "оттепель", поэтому некоторые эпизоды и моменты кажутся смелыми. Во-первых, герой пьянеет от спирта, предложенного ему "таежниками" для согрева, и какое-то время у него сцена с его пьяными речами, по идее, раньше такое использовать можно было для высмеивания, но это главный герой, разве правильно смеяться над тем, кто будет центром истории и проводником для тех зрителей, что смотрят на этот таежный мир таким же новым взором?! Затем по ходу фильма герой еще и начинает курить, потому что это типа считается признаком крутизны здесь, не знаю. По идее, чувак вообще обзаводится вредными привычками, но это показано как один из этапов его изменения и превращения из зачуханного банкира, живущего с тетей, в монтажника и покорителя тайги. Но это детали к портрету, главная фига в кармане, как по мне, в довольно сатирическом изображении "дотайговой" жизни Горина, человек следует рекламе, предписаниям Советов, и кто получился путем подобного воспитания и жизни? Безыдейный и пустой рохля, правильный и скучный до зубовного скрежета, в чем-то даже смешной и жалкий, заготовка человека. И наш герой сбегает от этой жизни и себя, в поисках любви, в поисках перемен. Это, знаете ли, уже довольно смелый контекст для 61-го года, как по мне. Лет десять назад и жизнь в городе была бы написана идеальной, здесь же противопоставление, думаю, для тех времен это было смело.












К сожалению, не обошлось без недостатков. Причем один из них сюжетообразующий и практически непростительный. Герой, значит, еще в начале внезапно собирает коллаж из лиц голливудских актрис, у кого глаза, у кого губы (кстати, резать ножницами фото Элизабет Тейлор, в этом есть тоже какой-то смачный протест, против американщины), но выходит у него его идеал красоты (хотя видно, что коллаж состоит из полосок одной и то же фотки с разной экспозицией). И стоит ему приехать в тайгу, он тут же натыкается на девушку с такой же внешностью! В подобные совпадения я в жизни не поверю, и это было плохо - завязывать сюжет на этом. Приемчик, скажем прямо, неэффективный. Ну и фильм не лишен прямолинейности, герой жадный, запирает в коммуне свою тумбочку, спрашивает, а нужно ли ему скидываться товарищу на пеленки, который узнал о рождении ребенка. Слишком в лоб нам подается мораль о всеобщем равенстве и открытости. Да и путь Димы Горины в люди тоже ровный как палка. Бац, бац, и незаметно для нас тихоня превращается в рубаху-парня. Но при этом фильм настолько обаятельный, что снижать ему оценку за эти оплошности не поднимается рука. Демьяненко мастерски воплотил и своего героя, и его перемены, а ведь поначалу в некоторых сценах он даже почти жалок, это сильного уровня игра, смелая. Все его товарищи-бригадники, по большей части, неизвестные, тоже не лажают. Да и роман с героиней Галей Березкой вполне удался, есть в этих романтичных сценах под песню "А снег идет, а снег идет" какое-то ретро-обаяние. Как есть обаяние и в этих пейзажах, поэтапном показе того, как воздвигается вышка с электричеством, большие, масштабные штуки и величественные конструкции, всё как я люблю. Есть в этом какая-то прелесть открытий, чувство "пионеров" неизведанных территорий, прокладывания цивилизации в глухих лесах. Понятно, почему эта романтика манила людей разных характеров и специальностей. Обедать на высоте нескольких сот метров, есть в этом какой-то кураж. Да и в фильме очень прилично чистой романтичной комедии, так приятно видеть, что наши могли в этот жанр уже в такие годы. Фильм обаятелен, рука не поднялась поставить что-то низкое. Как и кадры с тающим снегом в лесу - оттепель же - так и фильм пышет ожиданием весны.


Tags: 1961, 8/10, Александр Демьяненко, Владимир Высоцкий, Владимир Селезнев, Лев Мирский, Татьяна Конюхова, Фрунзе Довлатян, комеди, мелодрама, оттепель, рулетка, синема, советское
Subscribe

Posts from This Journal “синема” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments