imperators87 (imperators87) wrote,
imperators87
imperators87

Category:

Синема - Сладкий запах успеха (Sweet Smell of Success, 1957)

С опозданием закрываю челлендж, участие в очедном этапе рулетки altereos'а. На этот раз рулетка вильнула к истокам своим - мы вернулись к нуар-жанру, и это замечательно, мне досталась жемчужина жанра, можно сказать, забытая классика, третье место в жанре нуар на imdb - "Сладкий запах успеха" Александра Маккендрика.


Сидни Фалько (Тони Кертис) хочет попасть в элиту, чтобы деньги были, слава, и вот это всё. Но вершитель манхэттенских судеб - публицист Джей Джей Хансекер (Берт Ланкастер) мешает нашему рекламному агенту Сидни делать карьеру, зарубливает тех артистов, которых он упоминает, в своей колонке, а без этого этих артистов все равно что нет в "большом яблоке". Джей Джей и вовсе не хочет Сидни замечать, пока тот не поможет ему разлучить его молоденькую обворожительную сестру Сьюзан (Сьюзэн Харрисон) с талантливым джазовым музыкантом Стивом (Мартин Милнер). У пройдохи Сидни есть определённый план на этот счёт, вот только в городе вечной ночи и джаза нужно быть осторожным, как бы сладкий запах успеха не скрывал под собой запах гнили городской мусорки.










Как оказалось, фильм-нуар оказался в большей степени фильмом анти-нуаром, хех. Ну, детективный сюжет отсутствует напрочь. Главный герой не оказывается пешкой в руках роковой красотки, да и красотка не столько роковая, сколько жертва морального насилия со стороны могущественного брата со странным чувством опеки с чем-то фрейдистским в своей основе. Вы не услышите в этом фильме выстрелов, или монотонных монологов под неслышно падающий снег. Но фильм безусловно мрачный, безусловно нуарный, джаз, манхэттен, ночь и судьбы людей в жерновах города. Снят фильм изумительно, ракурсы, игра со светом, какая-то живая включенная картинка, действие фильма не покидает этого муравейника главной улицы города в основном. Да и занимает от силы две ночи и день. Тони Кертис, уставший от ролей положительных "денди" за два года до самой знаменитой своей роли выдает, по признанию многих, лучшую роль в своей карьере. При этом, это весьма скользкий и мерзкий тип. Который ради своей не самой благородной цели может подложить влюбленную в него разносчицу сигарет под редактора газеты, ух, сцена эта, конечно, выбивает дух. Его кумир в ослепительнейшем исполнении иконы "нуара" Берта Ланкастера просто монструозно исполнен. Не знаю, скала, а не персонаж. Абсолютно точечная мимика, каждая его минута на экране - праздник. К слову, оба ведущих актера были и продюсерами фильма, настолько они верили в эту историю. Но "Оскар" фильм проигнорировал абсолютно, видимо, правдивый и едкий цинизм диалогов и обличение нравов главной улицы города и кумиров его народа не пришлись ко двору. Либо это, либо то, что имел под собой вроде бы реальных людей.










К слову, сценарий картины тоже считается многими за один из лучших в истории кино. И на то есть причины. Мощные едкие, живые, не заезженные диалоги, общий цинизм, правда и мрак, иногда даже беспросветность льется с экрана. Уж не того ждёшь от фильма с подобным названием. Но в том и суть, что здесь показано, какими гадкими средствами идёт персонаж к успеху, и сколь долго удастся ему этим "сладким" запахом наслаждаться. В фильме нет лишних сцен, а уж концовка так и вовсе выполнена филигранно. Раннее утро, наконец опустевшая, кажущаяся чистой Таймс-сквер, первые лучи солнца и яркие кадры в фильме за все полтора часа, свет, падающий на лицо главной героине, наконец нашедшей в себе силы вырваться из оков. Впрочем, персонаж Тони Кертиса тоже не совсем законченная мразь, под конец в нем пробуждается совесть. В целом и общем, фильм сильный. Он не похож на нуар, и вообще на зачастую приглаженно рафинированные приукрашенные фильмы об Америке тех лет и не только. Под конец эпохи нуара миру достался, возможно, один из самых ярких его представителей, несмотря на вечно царящую ночь под дым сигарет и тревожный джаз. Вечно в движении, будто ртутный Тони Кертис, меланхолично-властный Мефистофель этого наземного ада Берт Ланкастер вкупе с ранимой, с глазами лани, Сюзан и непоровотливым правдорубом Мартина. Но бал правят первые два, это их пьеса жизни, их история, их трагедия. В общем, довольно проняло меня. Отличная режиссура, мощный сценарий, грамотная и точная операторская работа и запоминающаяся актерская работа ведущего дуэта актеров. Всем рекомендуется для просмотра, фильм какой-то нестандартный, непохожий, непривычный, где надо, неуютный, но все-таки с относительным хэппи-эндом (что тоже не очень по-нуарному). Хорошее завершение нуар-эпохи.

Tags: 1957, 9/10, noir, Александр Маккендрик, Америка, Барбара Николс, Берт Ланкастер, Мартин Милнер, Сьюзэн Харрисон, Тони Кертис, драма, рулетка, синема
Subscribe

Posts from This Journal “рулетка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments